Табак в турецкой туфле: Дом Шерлока Холмса из советского сериала

Интерьер дома великого сыщика по версии декораторов «Ленфильма»

Бейкер-стрит, 221б — один из самых знаменитых адресов мира. Ежегодно уже более ста лет на него приходят сотни писем от людей, которые верят в реальность известнейшего сыщика мировой литературы. В 1979 году на экраны вышел первый фильм многосерийной экранизации истории о Шерлоке Холмсе, который высоко оценили не только в СССР, но и на родине великого сыщика. Вот уже много лет этот фильм лидирует среди советских фильмов для семейного просмотра, но часто ли мы обращаем внимание на кропотливую работу декораторов?

 Как Холмс оказался в Риге

В Лондоне на Бейкер-стрит есть всемирно известный музей Шерлока Холмса, но советский фильм снимался, разумеется, в пределах Советского Союза. Как известно, Европу в советском кино всегда «играла» Прибалтика, в нашем случае — средневековый домик по адресу: Латвия, Рига, ул. Jauniela, д. 22.

Все как настоящее

Кинокритик Кристоф Хубер так отзывается о фильме: «Декорации в советской картине подобраны с душой, а «советская Бейкер-стрит» — до сих пор наиболее тщательно обставленная квартира во всей холмсовской фильмографии». Фильм был высоко оценен дочерью Артура Конан-Дойля и Маргарет Тэтчер.

Известная киностудия «Ленфильм» всегда подходила к съемкам фильмов очень серьезно. Над историческими лентами и экранизациями классики  работали целые команды костюмеров и декораторов, а также привлеченные консультанты-историки, которые старались создать максимально правдоподобную картинку. В павильонах киностудии создали настоящую квартиру: гостиную и спальни, элементы обстановки которых и по сей день хранятся на реквизитных складах «Ленфильма» среди других антикварных вещиц.

Мебель и декор квартиры на Бейкер-стрит в точности соответствовали не только моде викторианской Англии, но и описаниям из книги. Табак Холмс предпочитал держать в турецкой туфле, на каминной полке дома стояла индийская шкатулка, а непрочитанные письма великий сыщик предпочитал прикалывать перочинным ножом к доске над камином.

С миру по нитке

Несмотря на то, что бюджет фильма нельзя назвать маленьким по советским меркам, по сравнению с современными голливудскими фильмами на съемки киноэпопеи о Холмсе были затрачены сущие копейки. 

То, что не удалось приобрести в комиссионных магазинах, приходилось под честное слово одалживать в музеях и у частных коллекционеров, а иногда приносить из собственного дома. Фарфор, хрусталь и столовое серебро для сервировки стола великого сыщика приносили члены съемочной группы «с миру по нитке».

Куда же без камина?

Камин — это не только яркая интерьерная доминанта, не раз упоминавшаяся в рассказах Конан-Дойля, но и своеобразный символ викторианского уюта и благополучия, которые тандем великого сыщика и его биографа защищает от сил зла.

Камин и роскошная каминная полка с часами и подсвечниками, парные кресла — «обнимающие» сидящего, с высокими удобными спинками — и антикварный изящный столик между ними вкупе с узнаваемыми профилями героев в исполнении прекрасных актеров стал настоящей визитной карточкой фильма.