В каких интерьерах снимался фильм «Берегись автомобиля»

Свободу Юрию Деточкину!

Фразы из фильма «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова уже давно стали крылатыми. Помните знаменитое: «Тебе посодют, а ты не воруй», «Положь птичку», и конечно, «Свободу Юрию Деточкину!»… И ведь многие зрители действительно верили, что такой городской Робин Гуд на машине существовал на самом деле. 

Городская легенда о Робине Гуде

Тем более, в 60-е годы в СССР ходили слухи о мужчине, который угонял личный автотранспорт у обеспеченных людей, по его мнению, живущих не по средствам, а деньги от их продажи переводил в детские дома. И при этом не брал себе ни копейки. Эта история, конечно, дошла до Эльдара Рязанова и сценариста Эмиля Брагинского. И они во что бы то ни стало загорелись идеей найти благородного автовора. К сожалению, им этого не удалось. И тогда Рязанов и его соавтор пришли к выводу, что это всего лишь байка… и решили превратить ее в сценарий. 

Главный герой, по замыслу Эльдара Рязанова, должен был вобрать в себе черты Дон Кихота, князя Мышкина и персонажей Чарли Чаплина. Такого человека он видел в Юрии Никулине. Актер уже вовсю начал готовиться к роли, даже прошел курсы вождения. Однако все решила цензура, пришедшая к выводу, что у фильма неправильная идеология. И после его выхода люди, симпатизирующие Деточкину (а он других эмоций просто не вызывал), могли тоже запросто захотеть угнать автомобиль. В общем, не судьба была Никулину сыграть Робина Гуда того времени. Фильм на время положили на полку.

Но дабы сюжет не пропадал, Рязанов решил сделать из него повесть «Берегись автомобиля», которую напечатали в журнале «Молодая гвардия». Пьеса была хороша встречена и публикой и критиками. И Эльдар Рязанов сумел воспользоваться ситуацией — в то время запуститься с публикацией было гораздо легче, чем с оригинальным сценарием.

Правда, возникало одно «но». Иннокентий Смоктуновский, которого Рязанов увидел в главной роли, отказывался от съемок, ссылаясь на довольно плотную занятость. Однако получив несколько отказов от актера, Рязанов не сдался. Он просто поехал на дачу к актеру, где, наконец, поговорил с ним и убедил воплотить образ Деточкина. Правда, на всякий случай взял от артиста расписку следующего содержания: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля».

Кстати, перед этим Смоктуновский сыграл Ленина в фильме «На одной планете». А теперь выходило, что практически сразу же после роли вождя мирового пролетариата он играл мошенника. Представьте, как разволновались цензоры. Но зрителям полюбился именно он — наивный, бесхитростный, по-детски трогательный Деточкин, который вообще не мыслил для себя никакой выгоды.

Где снимался фильм

 Авторы пытаются ввести зрителя в заблуждение по поводу того, где жил Деточкин. Ведь еще в начале картины рассуждается, что действие могло происходить в Москве, Питере, Ростове на Дону, Куйбышеве или Одессе. Но уже по первым кадрам кинокартины можно понять, что речь идет именно о Белокаменной.

Вот, например, Деточкин стоит на остановке и ждет, когда на троллейбусе подъедет его невеста Люба. Напомним, по сюжету она являлась водителем общественного транспорта. Кстати, исполнительница этой роли Ольга Аросева действительно училась управлять троллейбусом и даже получила водительское удостоверение. Сцена снималась на улице Варварка, которая тогда носила название улицы Разина. 

Тогда эта московская улица была более застроена, чем сейчас, да и движение троллейбусов ныне на ней прекратилось. А вот автомобилей с каждым днем становится все больше и больше. Кстати, о личном автотранспорте. У машины Дмитрия Семицветова, приглянувшейся Юрию Деточкину, очень счастливая кинематографичная судьба. Впоследствии она снимется еще в двух фильмах: «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Кстати, в эпизоде погони милиционера в исполнении Георгия Жженова за Деточкиным все трюки выполнял каскадер Александр Микулин. Он, между прочим, предложил Эльдару Рязанову также проехаться под грузовиком-трубовозом, как в фильме это делает персонаж Смоктуновского, и режиссер согласился. Сильные впечатления от этой поездки с ветерком сохранились в памяти Рязанова надолго.

Комиссионные магазины и интерьеры 60-х годов

Почему же все-таки неугомонный Деточкин охотился именно за автомобилем Семицветова? Дмитрий, чей образ блестяще воплотил Андрей Миронов, — продавец в комиссионном магазине. Он торгует дефицитными товарами, благодаря чему и ведет безбедную жизнь. Однако поскольку Дима живет на нетрудовые доходы, он вынужден оформлять имущество на своего тестя в исполнении Папанова, который его постоянно троллит, как бы сказали сегодня. 

Да, Дмитрий, имеющий высшее образование, не сумел найти себе достойное применение и был вынужден промышлять в комиссионке. Как раз в 60-е годы, когда происходит действие картины, и начался расцвет комиссионных магазинов, поскольку начавшаяся «оттепель» стала толчком к тому, что люди захотели жить лучше и комфортнее, приобретать желанные импортные товары. Электротехника «Сони», чехословацкие стенки и прочие дефицитные вещи часто реализовывались по завышенным ценам, исключительно для «своих».

Кстати, многие в тот период, желая расстаться со всем старым и отжившим, выбрасывали дубовые резные шкафы и старинные кресла. Умные люди подбирали эту невостребованную мебель и продавали в вышеупомянутых комиссионных магазинах, чтобы другие граждане украшали ею свои интерьеры.  

Одним из самых известных элементов интерьера того времени — это сервант с раздвижными стеклами, которые порой очень трудно было открыть. Как правило, там хранился хрусталь и разные сувенирчики, вроде той самой птички, которой в порыве гнева размахивает герой Андрея Миронова. А Папанов ему и говорит: «Положь птичку!». Кстати, пернатая — это работа скульптора Меера Айзенштадта «Птица Марабу».

Картина снискала признание на международных фестивалях. И Иннокентий Смоктуновский был признан лучшим актером по опросам журнала «Советский экран». Всего же картину посмотрело около 30 миллионов зрителей.