Сказочное разноцветие Хундертвассера

Каждый человек имеет право раскрасить жизнь

Жить в сказке — мечта если не каждого первого, то второго, уж точно. Но лишь единицы способны на то, чтобы создавать сказочное в реальном. К числу таких уникальных людей относится художественно-архитектурный сказочник Фриденсрайх Хундертвассер.

Из чего вырастает счастье?

Мы часто ищем причины своих несчастий во внешних обстоятельствах. У Фридриха Штовассера, родившегося 15 декабря 1928 года в Вене, было множество причин, чтобы чувствовать себя несчастным. Отец умер, когда мальчику исполнился всего год. Во времена фашистской оккупации практически все родственники по материнской линии, а она была еврейкой, отправлены в концлагеря и убиты там. По неведомым причинам, возможно, предчувствуя опасность, мать покрестила Фридриха в католичество и тем спасла ему жизнь.

В 1948 году, уже после окончания войны, Штовассер начинает свое обучение в Венской академии изящных искусств. Трех месяцев оказалось достаточно, чтобы понять, что с классическим представлением о прекрасном ему не по пути. Впереди путешествия, голод, нищета…

И из всего этого серого, мрачного, трагического неведомым образом вырастает яркий, фантастический, нелинейный Фриденсрайх Хундертвассер — такой псевдоним придумал себе художник. В этом новом имени не только труднопроизносимые слова, но и глубокий смысл: Фриденсрайх означает «царство мира», Хундертвассер — «сто вод».

Спираль — символ развития

Главный элемент творчества Хундертвассер — спираль. Ее он рисует в своих картинах, ей всегда находится место в его архитектуре. «Спираль — это символ жизни и смерти. Спираль ложится на те точки, в которых неживая материя превращается в жизнь… Но сегодня мы живем в хаосе прямых линий…»

Протест против прямых, протест против монотонности, протест против ограничения самовыражения: все это в его зданиях — многоцветных, закрученных в спирали, засаженных зеленью домах, в которых каждому жителю позволено разрисовать фасад рядом со своим окном так, как он сам того пожелает. Не ломать природу, подчиняя ее себе, а встраиваться и дополнять окружающую среду призывает архитектор своими работами.

Жить в коробках недопустимо

Главный постулат Хундертвассер в его жилищном строительстве — однообразные угрюмые коробки, в которые люди превратили свое жилье, губительны для человека.

Другое дело дом, закрученный как спираль. Этот удивительный комплекс, получивший название «Лесная спираль», в немецком Дармштадте был достроен в 2000 году — в том самом году, когда великий художник и архитектор ушел из жизни. Возможно, именно в этом своем творении Хундертвассеру удалось наиболее полно соединить все свои устремления. Криволинейные плавные линии закручивают здания к верхушке, к кровле, которая засажена деревьями и цветами. Каждое окно здания имеет свою уникальную форму. И каждая квартира — неповторима.

Еще один город Германии, которому посчастливилось быть украшенным домом от Хундертвассера, — Плохинген.

А «Зеленая цитадель» в немецком Магдебурге была построена уже в 2005 году, после смерти автора.

Однако самое красочное свое жилое творение архитектор построил на родине, в Вене. Это здание так и называют — дом Хундертвассера, и наряду с дворцовой венской архитектурой входит в число лавных достопримечательностей города.

Красоты много не бывает

«Красота выполняет важную функцию, красота всегда недооценена», — говорил Хундертвассер и проектировал красиво… все!  О том, что потрясающим, сказочным, многоцветным может быть… мусоросжигающий завод, мы узнали от него.

 

Благодаря этому архитектору два завода — в австрийской Вене...

... и японской Осаке — стали архитектурными достопримечательностями.

А кто бы еще смог найти творческое вдохновение в проектировании общественного туалета!

«Я очень счастлив, что смог что-то сделать для Кавакавы (прим. Новая Зеландия). Это всего лишь туалет, но он должен показать, что даже простые вещи могут привнести в жизнь красоту». В этих словах весь Хундертвассер — человек, разукрашивающий мир, превращающий обыденность в сказку.