Вечные скульптуры бельгийского художника Ханса Оп де Бек

Его скульптурам позавидовала бы даже Медуза Горгона…

Наверняка все вы помните миф о Персее и Медузе Горгоне. Горгона своим взглядом превращала все живое в камень и таким образом убивала. Персей, убив Горгону, спас людей и снискал себе славу героя. Но сама Медуза Горгона считала, что приносит благо человечеству, даря ему вечность. Но что есть вечность?

Бельгийский художник и скульптор-визуалист Ханс Оп де Бек (Hans Op de Bek) вероятно, оказалася под впечатлением филосифии древней Горгоны. Иначе, как объяснить его инсталляции? Этому человеку позавидовали бы даже боги Олимпа, а не только Медуза Горгона, настолько его фигуры и композиции реалистичны и живы. Давайте и мы познакомимся с его творчеством.

Творческий гений Ханса Оп де Бек

На сегодняшний день этот бельгийский скульптор — одна из самых заметных фигур современного искусства. Он виртуозно переносит зрителей из реальности в фантастические сферы сознания. Но не так, как это делал, например, Сальвадор Дали. У Ханса Оп де Бека все намного проще и сложнее одновременно.

Родился бельгийский художник в 1969 году. Живет и работает в Брюсселе. Но как и всякий человек искусства, он скорее гражданин мира, чем Бельгии, потому как является участником множества выставок по всему миру.

В 1996 году Ханс Оп де Бек закончил Сент-Лукский институт изобразительных искусств в Брюсселе. Этот гениальный бельгиец создал совершенно новое направление в современном искусстве, смешав живопись, скульптуру, музыку, видеоинсталляцию и фотографию. В последние годы Оп де Бек занимался также театральными и оперными постановками, сценографией и дизайном костюмов.

Офис Ханса находится в стенах бывшей фабрики игрушек в Брюсселе, что само по себе знаково. В каком-то смысле эта старая фабрика по-прежнему выполняет свою первоначальную функцию «игровой комнаты», в которой Оп де Бек создает мечтательные и трагикомические сценки из жизни, превращая банальное во что-то оригинальное, а обыденное в экзотику.

Монохромные установки Ханса Оп де Бек

Оп де Бек создает захватывающие монохромные среды, где объекты существуют в равномерном оттенке матового серого и которые имеют внешний вид цемента или влажной глины. На самом деле его фигуры, созданные в натуральную величину, сделаны из таких материалов как древесина с покрытием, полиэстер и пигментированная штукатурка.

За последние десять лет бельгийский художник и скульптор организовал несколько крупных персональных выставок в музеях по всему миру. Наиболее значимой его работой  считается открытие самой большой в мире ретро-перспективы в Германии в 2017 году. Этот огромный по своим размерам (2 200 квадратных метров) зал в музее Вольфсбурга содержит двенадцать инсталляций и видеоработ, размещенных по всей площади.

Подробнее о его выставках можно узнать: Пепельные миры Ханса Оп де Бека

Его монохромные установки, подобные залу в Германии, находятся в музеях Брюсселя, США и Европы: музей Хиршхорна Смита и Сад скульптуры, открытый в 2010 году, MOCA Cleveland в 2014 году и зал в так называемом Коллекционном доме, открытый в 2016 году в Антверпене.

Пространственно-временные отношения в творчестве Оп де Бек

Если брать идею вечности так, как ее видела Медуза Горгона, то вечность — это красота мертвого камня. Если рассматривать вечность в идее инсталляций Ханса Оп де Бек, то это застывшая вечная живая реальность.

Когда люди приходят в зал, где их окружают скульптурные композиции, созданные Хансом, они не чувствуют, что попали в мертвое царство камня и бетона, а скорее, в параллельный мир, где время остановилось. Там все живое, но нет запаха, движения и цвета… Но зато есть музыка, есть молчание и созерцание, которые заставляют задуматься о скоротечности бытия и вечности искусства.

В этих монохромных серых залах, где зритель — единственное цветное пятно, все создано на стимуляцию зрителя, на визуальный контакт с фантастической средой, созданной Оп де Беком.

Романтизм и метафора…

Как и всякий талантливый художник, Ханс находится в постоянном поиске. Интересно отметить, что одним из мотивов, к которому он возвращается снова и снова, является караван — элемент эпохи романтизма, который символизирует кочевую жизнь и вечное путешествие. Эта широко используемая метафора позволяет Оп де Бек постоянно импровизировать и изменять набор декораций и сценографии в своих инсталляциях.

Упоминания в работах Оп де Бек о фламандских старых мастерах XV-XVII веков и романтическом периоде, а также о элементах современного китча и социальных проблемах создают своеобразные промежуточные миры, которые погружают зрителей в созерцание своих и чужих эмоций.

Сам Ханс Оп де Бек так говорит о своем творчестве: «Я не чувствую себя ограниченным в производстве вещей, и это для меня основная точка отправления, потому что это означает, что любой предмет может стать художественным произведением… для художника это главное: найти точный баланс между формой и содержанием, чтобы его произведение действительно стало чем-то…»

Реализм миров Ханса Оп де Бек

Большая часть работ Оп де Бек малореалистична, и, по мнению самого художника, «отходит от повседневных жизненных ситуаций». Наблюдая жизнь, Оп де Бек пришел к выводу, что обычная жизнь куда более гротескна, уродлива и напыщенна, чем кажется.

Умение создавать миры гротескные и нереальные, но в то же время в легкой и игровой форме — в этом весь Оп де Бек. «Есть много юмористических и смешных вещей, и очень банальные и глупые вещи, которые я вложил в свои работы», — говорит мастер.

Говорить о творчестве Ханса Оп де Бек можно бесконечно долго. Настоящее творчество и творцы с большой буквы заслуживают не просто уважения, а восхищения. Поэтому хочется закончить статью словами самого художника: «Жизнь разнообразна, и я стараюсь найти равновесие в этом многообразии… Мое творчество — это небольшие игры, в которые я играю, создавая инсталляции, но не все их замечают. Однако для меня не так уж важно, чтобы зритель читал все это из моих произведений. Я просто люблю делать такие вещи ... я как художник, который 500 лет назад оставил муху где-то в углу своей картины…»

Посмотреть на творчество этого художника под другим ракурсом, можно: Найден вирус нежности. Не будьте осторожны!