Мемфис. Пластиковые поля

Авангардное искусство в стенах классического венецианского палаццо

«Мемфис» (Memphis) в дизайне — это как «Группировка Ленинград» на нашей отечественной эстраде. Не настолько грубо, чтобы остаться в андеграунде, но и на фоне, как говорится, «серых масс» очень выделяется.

«Мемфис» — авангардисты, интеллектуалы, которые вразрез своим принципам и концепции вдруг стали модными…

Концепция «по-мемфициански»

Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) — идейный вдохновитель и «отец» группы «Мемфис» (сегодня бы их назвали модным словом «проект») — повел за собой творческих и горящих идеей создания нового дизайна людей. Сами себя художники сравнивали с рок-группой: веселились, занимались любимым делом и ничего не зарабатывали. «Мемфис» — анархисты в мире дизайна. Тогда, в 80-х, этой сфере искусства не хватало глотка свежего воздуха, концепции, новой идеи. В самый разгар массового производства и потребления должен был появиться кто-то, кто бросил бы вызов и остроумно высмеял идею маркетинга и моды. И если бы Memphis не появились, их стоило бы придумать!

А кто такие «Мемфис»?

Постмодернистская группировка «Мемфис» была собрана в декабре 1980 года в Милане. К Эттору Соттсассу присоединились Ханс Холляйн (Hans Hollein), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javeir Mariscal), Майкл Грейвз (Michal Graves) и самая молодая и одна из самых активных участниц, француженка Мартин Бедан (Martine Bedin). Отрицая такие устоявшиеся понятия как «хороший дизайн» и «хороший вкус», художники использовали простые дешевые материалы, чаще всего яркий ламинированный пластик, стекло, алюминий. Многие создаваемые вещи больше напоминали разноцветные детские игрушки. Все выглядело очень иронично, весело, непривычно.

Идя наперекор моде, обаятельные Memphis не смогли избежать славы. Одним из первых их заметил Карл Лагерфельд. Его квартира в Монте-Карло была оформлена мебелью и аксессуарами «мемфицианцов», а коллекция Дэвид Боуи насчитывала около 400 предметов интерьера, которые в прошлом году были проданы семьей артиста на аукционе Sotheby's.

 

Когда фирменный стиль Memphis стал слишком явно читаться в работах других дизайнеров, а оригинальные произведения начали повторяться, появился риск уйти «в тираж». Это точно не входило в планы группы, было принято решение остановиться.

Пластиковые поля

В этом году «Мемфис» вернулись с выставкой «Пластиковые поля» (Plastic fieds). Здесь представлены самые яркие работы дизайнеров с 1981 по 1987 год. «Мемфис» не были бы собой, если бы устроили такое мероприятие в одной из модных галерей современного искусства. «Обрамлением» пластикового авангарда стало воплощение классической роскоши, венецианское Палаццо Франкетти. Классическая архитектура всегда вдохновляла членов группы, пусть и по-своему.

Еще есть шанс увидеть живьем потрясающий контраст венецианской готики и эталона концептуального авангарда. Выставка продлится до 25 ноября 2018. Будете в Венеции, не откажите себе в удовольствии посетить Палаццо Франкетти, можно даже на Ла-бу-тенах… Ах!