Немного о прекрасном и о том, как его понимать
Самое главное в этом вопросе — это осознать, что понятие «искусство» воспринимается каждым по-разному. Для него нет единого определения и рамок. Как-то раз американский скульптор и мастер минимализма Дональд Джадд (Donald Judd) сказал: «Искусство — это все, что считается искусством». В конце 1960-х годов оно обрело свободу от всех устоявшихся правил и ограничений, превратившись во что-то совершенно новое и удивительное. Но как по-настоящему его прочувствовать совершенно обычному человеку? Особенно, когда современное искусство такое безграничное и многоформное.
Современное искусство и его место
Некоторые художники путем использования значимости искусства выражают свое отношение к нему и к его зависимости от денег и арт-рынка. Например, Урс Фишер (Urs Fischer). Этому американскому художнику принадлежит необычная и поражающая инсталляция «Ты». С первых секунд она вводит человека в состояние непонимания происходящего. Посередине — большая земляная дыра в полу, а вокруг простые белые стены куба. Что этим хотел показать автор? Возможно то, что многие из нас, стоящие на земле, не способны увидеть ничего, кроме собственного «Я».
Современное искусство и социальная позиция
Кроме эстетической функции, искусство может выражать и гражданскую позицию автора. Такими методами пользуется китайский художник Ай Вэйвэй (Ai WeiWei). В этой мрачной шлюпке находятся 300 надувных человеческих фигур — взрослые и дети. С этой инсталляцией он обратился к властям Австралии, призывая их отнестись с пониманием и человечностью по отношению к беженцам.
Искусство как борьба со страхами
Современные художники нередко прибегают к необычным способам воздействия на наши страхи. Яей Кусама (Yayoi Kusama) для этого применяет горошек и органические формы. Между ними и своей детской травмой она находит некую взаимосвязь, которая, в итоге, помогает Яей с ней бороться.
Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) любит пускать в ход шокирующие средства, чтобы сбить нас с толку. Стоит только вспомнить его скульптуру, которая стоит в воротах одного из зданий бывшего Варшавского гетто.
Искусство и провокация
Очень часто своими работами современные художники любят вводить в резонанс и провоцировать ценителей искусства. Их творения могут нести глубокий смысл или повод для размышления, как, например, эти арт-послания от Давида Черни (David Cerny) и Марка Куинна (Marc Quinn). А как поняли вы эти намеки?
Искусство в роли развлечения
Понимание искусства требуется не всегда. С помощью него можно учиться, радоваться и двигаться. Так же думают и художники Эрнесто Нето (Ernesto Neto) и Томас Сарацено (Tomas Saraceno).
Они заставляют принимать участие в своих инсталляциях и быть их частью. Может быть, именно в объединении с искусством можно лучше его понять?
Искусство вне рамок
В 1970-х годах инсталляции стали находить себе место не только в музеях и художественных галереях, но и за их пределами. Этот значимый шаг на пути к слиянию человека и искусства совершил Ричард Серра (Richard Serra). Его черепичная дуга стала символическим произведением искусства.
А Симона Деккер (Simona Dekker) в 1999 году совершила еще более смелый шаг — она разместила жевательную резинку на улицах Венеции.
Искусство как путь к расслаблению
Пожалуй, одна из самых важных и часто не замечаемых функций современного искусства — это созерцание. Стоит лишь посмотреть на картины Герхарда Рихтера (Gerhard Richer) — их можно рассматривать бесконечно.
Искусство говорит «нет» смерти и мучениям
Иногда искусство возлагает на себя непосильную ношу и пытается противостоять неизбежности — смерти и быстротечности жизни. Современные художники не могут похвастаться сентиментальностью и чувствительностью, поэтому с легкостью показывают нам бренность земной жизни. Например, Рон Муек (Ron Myeck) это делает через призму своих творений — огромных скульптур стариков.
Вот мы и подошли к советам, которые помогут вам понять и прочувствовать современное искусство.
- Не бойтесь и посещайте как можно чаще музеи и галереи современного искусства.
- Изучите несколько книг, которые помогут вам окунуться в этот мир и познакомиться с ним.
- Воспринимайте художников как простых людей, а не как «послание свыше».
- Наберитесь терпения! Иногда что-то может быть непонятно, но рано или поздно в вас проснется «чувство».
- Не поддавайтесь многочисленным условностям. Откажитесь от них!
- Постарайтесь именно прочувствовать всю эстетику произведения, не обращая внимание на биографические детали.
Любой человек может проникнуться к современному искусству и понять его. Главное — впустить его в свою жизнь.