От свечи до сведодиода: история появления и трансформации светильников

Дизайнерские идея освещения

Еще со времен начала цивилизации человек всегда стремился к свету. А самыми первыми его источниками являлись факелы и костры. На кострах древние люди готовили себе пищу, с их помощью отгоняли хищников и сигнализировали друг другу об опасности. И конечно, благодаря огню   происходил процесс общения наших предков с духами.  

2Q==

Светильники со времен античности и до наших дней

В античности были распространены масляные светильники, состоящие из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля, которые изготавливались из глины и бронзы. Часто на них изображались люди и звери, разные геометрические орнаменты, сценки из мифов и легенд. 

Еще один вид древнеримских источников света  — это напольные светильники с треногой, светильники с львиными лапами и глиняные обожженные светильники. 

Следующий этап был связан с бронзовыми люстрами, помещенными в стеклянные лампады. Обычно они украшали дома представителей высшего сословия.

Z

Значительную роль в истории интерьеров сыграли свечи из стеарина, парафина и спермацетовые свечи, которые массово стали использоваться в Древней Руси в XII веке. Именно они составляли основу различных осветительных приборов того периода.

2Q==

Например, паникадило — огромной конструкции со множеством свечей, чаще всего украшающей храмы. Как правило, они делятся на одноярусные и многоярусные. Предками паникадила можно считать хоросы, напоминавшие круглую чашу на цепях и с кольцом, куда и помещались свечи. Они, кстати, хранятся в залах московского Кремля.

Как правило, светильники, отличающиеся роскошной отделкой, художественной резьбой, изготовленные из дорогих материалов и с художественной росписью украшали дома состоятельных граждан. А символом подобной роскоши и богатства как раз являлась венецианская люстра из лепного стекла. 

2Q== 

С появлением электричества на авансцену вышли электрические светильники, которые делились на два вида: конструктивные и декоративные. Первые как правило имели довольно простую форму, и в их оформлении не использовался дополнительный декор. Чаще всего они изготовлялись в США и Германии. 

А вот декоративные светильники отличались разнообразием форм и фантастическим оформлением. В конце 19 века в их украшении преобладал стиль модерн, время которого, правда, закончилось в начале 20 века. А потом в тренде стали появляться простые формы: светильники-чаши, фонарики, кубические светильники.

Z

 В 50-х годах прошлого века появилось люминесцентное освещение. А уж потом, соответственно, и люминесцентные светильники, которые широко стали распространены в 70-е – 80-е годы.

Дизайнерские светильники

Многие легендарные дизайнеры воспевали светильники в своих работах. Например, братья Кастильони, создавшие торшер Arco, «предком» которого стал обыкновенный фонарь. Он отличается лаконичной формой и креативной стилистикой.

Z

Магистром света называли дизайнера Инго Маурера (Ingo Maurer). Его знаменитые светильники словно гармонизируют окружающее пространство и вносят порцию тепла и уюта в интерьер. Один из самых знаковых приборов Маурера — это светильник Johnny B Butterfly — минималистская лампа, на свет которой слетаются бабочки, мотыльки и стрекозы.

 32381687b8f4397a983558d498f44c5929072bbe4e49d726d1b74e5ccb329c88.jpeg

Довольно интересен внешний вид лампы Aim братьев Буруллеки, подвешенной на многочисленных проводах. Такая лампа безусловно стала бы украшением интерьера в стиле минимализм или лофт. И напоминает оборудование киношников.

 Над дизайном светильников работали Ле Корбюзье, Филипп Старк и многие другие мастера. И каждый демонстрировал миру настоящее произведение искусства. Но если раньше такие дизайнерские творения были практически недоступны обычным горожанам, то теперь многое изменилось. И каждый может стать обладателем светильника, в котором воплотились самые смелые дизайнерские фантазии.